Здоровый труд - корень жизни

Конгресс национального спасения

Редакция журнала «Культура здоровой жизни» горячо приветствует проведение очередного ГУ Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Его актуальность определяется состоянием здоровья народа, которое превратилось из реальной угрозы национальной безопасности в нацио­нально-демографическую катастрофу. Ее эпицентр — сверхсмертность трудящихся.

В условиях продолжающейся депопуляции конгресс обретает миссию конгресса национального спасения источника жизни России — работающего населения.

В этой связи уместно привести слова заместителя Председателя Совета Федерации Феде­рального Собрания РФ, сопредседателя организационного комитета по подготовке и проведению IV Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» М.Е. Николаева: «Это масштабное меро­приятие в области охраны здоровья населения, занятого на производстве, не должно носить ве­домственного характера. Надо воздержаться от специфического крена в сугубо медицинскую область».

Конгресс — это исторический шанс направить государственную политику в области развития человеческих ресурсов в здоровьесберегающее русло.

Конгресс — это лакмусовая бумага, выявляющая гражданско-политическую зрелость и состоя­ние нравственного здоровья духа его участников.

Конгресс — это очередная возможность приостановить духовно-материальный распад стра­ны, ибо здоровье трудящихся есть здоровье России.

Смерть труда - особенность национальной депопуляции

По данным Госкомстата РФ, общая числен­ность населения страны за последние 12 лет со­кратилась более чем на 5 миллионов человек, или почти на 4%, а численность занятого в обще­ственном производстве — более чем на 12 мил­лионов, при этом смертность работающих муж­чин превышает смертность женщин трудоспо­собного возраста в 5 — 7 раз. Если продолжитель­ность жизни женщин в 2001 году составляла 72, 3 года, то мужчин — 58, 9 года. Разрыв средней продолжительности жизни между ними более чем в 13 лет.

Преждевременная смерть трудящихся — ин­тегральный показатель неспособности самого общественного труда в лице прежде всего власти и соответствующих социальных институтов осу­ществлять свое простое воспроизводство, а сле­довательно, и воспроизводство всего социально­го организма России.

Труд, как основа жизни и сама человеческая жизнь в ее эволюционной полноте, есть отраже­ние Бога на земле. Поэтому смерть труда — это не только национальная, но и планетарно-косми-ческая катастрофа, задерживающая эволюцию мировой жизни.

Сверхсмертность работающего населения — причина и следствие социального кризиса; ось, вокруг которой вращаются все фундаменталь­ные проблемы нации; зловещая печать духа со­временной России; основной политический во­прос, от решения которого всецело зависит на­стоящее и будущее нашей страны. Только победа над смертью труда положит начало выходу из тотального кризиса.

Депопуляция трудящихся до сих пор не является для власти вопросом чрезвычайной важности. Но без кардинального решения этой государственной проблемы, ставшей националь­ной трагедией, все остальное, т.е. производное от труда, становится смыслолишенным. Спрашива­ется: чем и как удвоить ВВП и решать задачи, из­ложенные в президентском Послании?

Больное общественное производство, пожи­рающее носителей живого труда, — вот ближай­шая причина и особенность национальной депо­пуляции. Сказавшие о сохранении жизни народа выявили тем самым глубинный смысл стратегии и тактики национальной идеи современной России, абсолютную цель государственной политики.

Труд - убийца

Что может быть более чудовищным, чем такое заявление? Реальность. Наряду с общими со­циально-экономическими, бытовыми, экологи­ческими и другими условиями жизни, отрица­тельно влияющими на здоровье работающего населения, катализатором депопуляции высту­пает опасное для жизни общественное произ­водство. По прогнозу Минэкономразвития, око­ло 7 миллионов трудящихся, из которых 1,6 мил­лиона женщин, будет занято на работах с вред­ными и опасными условиями труда. При этом об­щие потери рабочей силы за 2006 — 2015 годы со­ставят более 10 миллионов человек. Через 60 лет население страны сократится вдвое.

За последнее десятилетие зарегистрировано более 120 тысяч больных с впервые установлен­ным диагнозом профзаболевания. В промышлен­ности, строительстве, транспорте и связи более 3,6 миллиона человек занято на работах в усло­виях повышенной запыленности и загазованно­сти воздуха рабочей зоны; 2,5 миллиона — на ра­ботах с повышенным уровнем шума, ультра- и инфразвука; около полумиллиона — под воздей­ствием повышенного уровня вибрации.

Велика доля вредных и опасных для жизни условий труда в сельском хозяйстве, а также в других, в том числе и в бюджетных, отраслях об­щественного производства.

Установлены причинно-следственные связи между определенными профзаболеваниями ра­ботающих родителей и болезнями их детей, а также экологически обусловленная заболевае­мость детского населения.

Какие еще жертвы должен принести народ, чтобы техноориентированные политики поняли, что одной интеллектуализацией и высокотехно-логичностью нельзя усовершенствовать труд и что его живой носитель — человек не сводится только к интеллекту. Как микрокосмос, он есть единство духа, души и тела, сущность которых — истинность мышления, моральность и красота чувства, свобода воли, здоровье телесного орга­низма. И что толку в достижениях науки и высо­ких технологий, если они не нацелены на реше­ние смысла человеческой жизни, если они не здоровьесберегающие, если работник в процес­се труда приобретает профзаболевание, инва­лидность и преждевременно умирает. Не унич­тожит ли такой высокотехнологичный, но здоро-вьеразрушающий труд самого себя и вместе с со­бой цивилизацию?

Почему же произошло такое извращение жизни, когда смертоносный труд убивает своего творца?

Сознание навыворот - мир наизнанку

Человеческая жизнь как абсолютная цен­ность для современного эгобизнеса является средством, а не самоцелью. В условиях россий­ской рыночной экономики, характеризующейся господством частной формы собственности, опо­средованной низким уровнем правосознания и нравственности, ее отвязанностью от государ­ственной собственности, в гармоническом един­стве с которой и заключается экономико-право­вое здоровье общественного производства, ра­ботодатель, как правило, заинтересован не в оз­доровлении производства, а в получении бы­строй и максимальной прибыли, оплачиваемой трудом, сопровождаемым болезнью и смертью работников.

В период реформ, проводимых, по словам вла­сти, во благо народа, резко сократилось финан­сирование мероприятий по улучшению здоро­вья, снижению общей и профессиональной за­болеваемости, инвалидности и преждевремен­ной смертности населения, занятого в обще­ственном производстве. Возникает вопрос: если государство не заботится о воспроизводстве ос­новы своего собственного существования, то здорово ли умственно такое государство, все ли нормально с его головой, не пилит ли оно сук, на котором сидит?

Нарушается иерархия ценностей и в сужде­ниях по поводу экономического ущерба от поте­ри здоровья трудящихся. Здесь здоровье рассма­тривается не как цель экономики, а в качестве средства. С целостной, нравственной, а не ча­стичной, экономической точки зрения следовало бы убиваться не по потерянной ценности, выра­женной в том или ином долларовом эквиваленте, а по ценности, которая не имеет цены, потому что по природе своей бесценна. Не частная соб­ственность, господа, а человеческая жизнь свя­щенна! И не зверино-рыночная экономика, ос­нованная на животных инстинктах человека, а духовно-нравственная и здоровая жизнь есть аб­солютная ценность и самоцель.

Монетаристский курс либерально-рыночных реформ — опустошенно-разорванное сознание в действии. Для манипуляторов денежными мас­сами не духовно-физическое здоровье работни­ков является действительной производительной силой, а ее превращенные, идеальные формы. В них-то и запутался, как муха в паутине, нрав­ственно самоусеченный, наизнанку выверну­тый, алчный дух монетаризма. Так на месте эко­номической реальности оказался денежный знак, вместо гуманизма — господство маммониз-ма, а там, где была совесть, вырос рейтинг.

Величайшее извращение общественной жиз­ни — частная собственность на общенародное достояние. При этом в руках экономически мо­гущественных собственников, порою с зачаточ­ной духовностью, находятся не только ресурсы жизни, им не принадлежащие, но и здоровье, са­ма жизнь народа, неотделимая от своих ресур­сов. Вот почему концентрация частной собствен­ности недопустима с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

Апофеозом опрокинутого сознания явился «освобожденный» труд. Полярный результат та­кого «освобождения» — сверхбедность и сверх­богатство, которые в условиях больного труда оборачиваются сверхсмертностью трудящихся, создавших это богатство.

Парафраз на известную поговорку: скажи мне, какую социальную идею ты исповедуешь, и я скажу, кто ты, указывает направление поиска ответа на вопрос «почему?». Социальная идея, нравственно разлагающая и физически умерщ­вляющая труд, есть плод низости человеческого духа, социальное убожество духовно убогих. Лю­бая другая причина производна от способности формально свободного самоопределения, а пре­словутые ссылки на цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой и демократией неуместны и бессмысленны, потому что истори­чески и логически абстрактны по отношению к России и к идее человеческой жизни в ее мате­риальной и духовной полноте.

Больной труд - больное государство

Почему? Потому что труд есть все во всем и даже отдых того или иного организма — это фа­за труда, восстановление его жизнеспособности. Сознательное безделье и безработица — своеоб­разные виды болезни труда, а следовательно, и жизни.

Труд и государство — это одна и та же жизне­деятельность народа, взятая в ее свернутом со­стоянии и систематически развернутом проявле­нии. Образно говоря, труд относится к государ­ству так же, как и зерно к той культуре, которая вырастает из него.

Реальный общественный труд предстает в ви­де историческо-социальной архитектоники, со­стоящей из:

— субъекта труда — человека со своими жиз­ненными потребностями;
— объекта труда — материального и идеаль­ного, природы и общества, самого труда;
— трудовой деятельности, идеализующей ре­альное и реализующей идеальное, соединяя тем самым субъект и объект труда в духовно-мате­риальную жизнь народа.

Труд как динамическое единство сознатель­ной цели => процесса средства => способа => предмета и => результата теоретической, пред­метно-практической, организационной, художе­ственной, религиозной и других видов трудовой деятельности развертывает себя в:

— социально-экономические и иные факти­ческие отношения, дифференцированные на различные отрасли общественного производства и объединенные в хозяйство страны;
— их сознательно-волевое, внутренне и вне­шне свободное опосредование в виде правовых и морально-нравственных отношений;
— духовные, материальные, организацион­ные и другие феномены науки и техники, образо­вания и искусства, религии, культуры и цивили­зации, образующие в своем субординированно-координированном единстве социальный космос как исторический процесс и результат обще­ственного труда, замкнутого на человека и при­роду. Пролегающий между ними рукотворный мост есть вторая, социальная природа в форме го­сударства, созданная трудом человеческого духа.

И если труд есть субстанция, порождающая из себя государство, то последнее является дей­ствительной основой и общенародным способом реального существования труда. Логически го­сударство по отношению к труду есть как одна сторона отношения, так и все отношение в це­лом, содержащее труд как свою животворящую душу, от состояния здоровья которой зависит здоровье всего государственного организма.

Вот почему духовно-физически, технологиче­ски, социально-экономически, экологически и нравственно больной труд в виде больного ра­ботника, процесса, средства, способа и результа­та труда, отклоняющихся от своих законов, смы­сла и назначения, есть в то же время и больное государство, и наоборот, духовно, материально и организационно больное государство воспроиз­водит больной труд.

Последняя причина болезни труда и его сово­купного творения — государства с формальной стороны — свободная воля народа, с содержа­тельной — соответствующий уровень развития общей и профессиональной культуры духа каж­дого и всех, в глубинах которого и зарождается адекватное ему качество общественной жизни.

Оздоровление труда -оздоровление всей жизни

Человеческая жизнь есть, по существу, трудо­вая деятельность в ее различных состояниях и формах, многообразие комбинаций духовного и материального видов труда, неотделимого от са­мой жизни и составляющего ее творческую суб­станцию. Поэтому оздоровление, улучшение, ре­формирование социальной жизни нужно начи­нать с оздоровления труда — абсолютного ре­сурса-самоцели, и прежде всего с оздоровления духа работодателя и работника, условий труда трудящихся.

Поскольку труд, как мы выяснили, есть все во всем, а социальный мир — его метаморфоза, то оздоровление общественного труда не должно ограничиваться оздоровлением его живого носи­теля — работающего населения и условий их трудовой деятельности, а распространяться на все продукты труда: социально-экономическую и государственно-правовую системы, духовную, материальную и организационную культуру, на всю совокупность созданных трудом обществен­ных отношений, организованных в семью, граж­данское общество и государство, а также на окружающую природную среду, имеющую свое эволюционное назначение.

Соответственно и способы оздоровления дол­жны быть адекватны тем формам и условиям об­щественного производства, тем органам и функ­циям социально-природного организма, в кото­рые развертывает себя труд: медико-санитар­ные, научно-образовательные, технологические, экономические, правовые, бытовые, экологиче­ские, воспитательные, дисциплинарные, финан­совые, санаторно-курортные, профреабилита-ционные, другие составляющие здоровьесохра-няющего производства и здоровьесозидающего быта и отдыха.

Общественный труд протянут во времени и существует как опредмеченный в прошлом, ак­туальный в настоящем и потенциальный в буду­щем. Именно поэтому на трудовой ресурс не сле­дует смотреть глазами людей, больных профес­сиональным критинизмом, считающих пенсио­неров, нетрудоспособных, не занятых по объек­тивным причинам в общественном производстве нахлебниками. Они продолжают трудиться в форме ранее овеществленного труда, в сферах создания непроизводственных условий жизни трудящихся, зарождения и формирования буду­щего труда.

Так как общественный труд в своей простран­ственно-временной действительности есть един­ство души и тела социального организма, то оз­доровление труда есть оздоровление всей жизни и наоборот. Такова кольцевая природа труда, или, что тоже самое, человеческого духа в его теоретическом, художественном и практиче­ском выражении, который как древний Змий ку­сает собственный хвост.

Понимание труда как самоосновы жизни и самой жизни в виде социального мира, созданно­го общественным трудом, а также реализация этого знания в социально-экономическую и го­сударственно-правовую действительность в уме­лых руках власти и общества может стать уни­версальным ресурсом улучшения жизни, творче­ским средством осуществления социальных ре­форм. На его сохранение и оздоровление и на­правлена программа «Здоровье работающего населения России на 2004 - 2015гг.».

Сохранение здоровья трудящихся - осевая проблема современной России

По своей актуальности, общественной значи­мости и научной разработке программа «Здоро­вье работающего населения России на 2004 — 2015 гг.» есть жизнеспасительное явление в усло­виях больной социальной действительности. К сожалению, как это водится в нашем Отечестве, программа здоровьесберегающего труда — стра­тегия сохранения Кормильца нации до сих пор по достоинству не оценена и еще менее поддер­жана обществом и государством, содержанием политики которого она в первую очередь должна быть, особенно в период депопуляции.

Означает ли, что без поддержки государства, на сохранение которого нацелена программа, она обречена? «Наша инициатива, — говорит М.Е.Николаев, — в конечном счете направлена на формирование конкретного института граж­данского общества, дабы предложить альтерна­тиву государственной политике в области сохра­нения здоровья и увеличения продолжительно­сти жизни работающих россиян».

Цель программы — улучшение состояния здо­ровья, снижение общей и профессиональной за­болеваемости, уменьшение трудопотерь по бо­лезни, инвалидности и преждевременной смерт­ности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России.

Задачи программы — реализация государ­ственной социальной политики по охране здоро­вья работающего населения с комплексом поли­тических, экономических, экологических, техно­логических, правовых, социальных, медицин­ских, санитарно-гигиенических, противоэпиде­мических мер, направленных на создание благо­приятных условий жизнедеятельности с мини­мизацией воздействий вредных и неблагоприят­ных производственных, экологических, поведен­ческих и других факторов, сохранение и укре­пление физического и психического здоровья работников, обеспечение качества и продолжи­тельности активной жизни и трудоспособности; обеспечение безопасности гигиены труда и здо­ровья работников в процессе трудовой деятель­ности на основе повышения ответственности и заинтересованности работодателей за состояние условий и охраны труда; обеспечение гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков; создание экономи-ческо-правовых предпосылок развития медико-социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, системы меди­цинской реабилитации, подготовки кадров; ори­ентация инвестиционной политики во всех сфе­рах экономики на выполнение требований охра­ны труда и повышения безопасности и гигиены труда работников.

Программа включает в себя десять подпро­грамм, каждая из которых решает определенную задачу:

— правовое и экономическое обеспечение здоровья работающего населения;
— совершенствование социальных механиз­мов сохранения здоровья трудящихся;
— информационное обеспечение здоровья лиц, занятых на производстве;
— укрепление материально-технической ба­зы и трудовых ресурсов;
— другие программные мероприятия.

Ожидаемые конечные результаты реализа­ции программы:

— снижение уровня преждевременной смертности населения трудоспособных возра­стов и рост средней продолжительности пред­стоящей жизни мужчин на 9,5 , женщин — на 4,5 года;
— снижение на 20% уровня профессиональ­ных заболеваний и первичного выхода на инва­лидность за счет проведения профилактических мер, повышения эффективности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
— снижение общей заболеваемости и трудо­потерь по временной нетрудоспособности на 15%;
— приведение 90% рабочих мест в соответ­ствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями;
— создание системы мониторинга условий труда, состояния здоровья работающих, управления профессиональными рисками;
— формирование «Национального регистра по профессиональной заболеваемости, травма­тизма и инвалидности»;
— снижение уровня профессиональных и сочетанных рисков для здоровья работников за счет внедрения современных безопасных техно­логий производства, улучшения защиты рабо­тающих и усиления контроля за состоянием здо­ровья и допуском к профессиональной деятель­ности.

Национальная идея здоровой жизни - основа и способ бытия здорового труда

Так как труд есть всепроникающая душа об­щественной жизни, пульсирующая в каждой клетке, в каждом органе, в каждой функции со­циального организма, порождая, организуя и вос­производя его духовно-материальную жизнедея­тельность, то здоровье труда зависит не только от здоровья работающего населения страны, но и от состояния здоровья всего социума, в котором со­вершается труд; от того, здорово ли социально-экономическое, общественно-политическое и го­сударственное устройство жизни народа.

Именно поэтому здоровый труд возможен только в условиях социально здоровой нацио­нальной идеи, основанной на здоровом труде ду­ховно и физически здоровых людей, сози­дающих здоровый социальный мир как всеоб­щую основу, универсальное средство и общена­родный способ здоровой жизни каждого и всех. Так, в своей действительности труд есть культу­ра, хозяйство, цивилизация, совокупность всех общественных отношений, организованных в государство.

Исходя из указанного способа реального су­ществования общественного труда, в целях пре­творения в жизнь миссии программы — сохра­нения здоровья трудящихся, осуществления здоровьесберегающего производства, программу «Здоровье работающего населения России на 2004 — 2015 гг.» нужно развернуть в националь­ную идею здоровой жизни, предтечей которой она, по существу, является. Ибо только нацио­нально-государственная идея духовно-нрав­ственной и здоровой жизни может быть подлин­ной основой и реальным способом бытия здоро­вого труда — корня жизни, системообразующего начала самой национальной идеи.

Поскольку труд есть самовоспроизводящаяся основа самого себя, то он способен и к самоисце­лению. Для этого необходимо:

— постигнуть идею труда как универсальный критерий его здоровья;
— возвести труд в сознании общества в ранг наивысшей ценности;
— считать здоровый труд абсолютным твор­ческим ресурсом человеческой жизни;
— политически провозгласить и законода­тельно закрепить здоровье труда в качестве чрезвычайного, в сложившихся условиях, прио­ритета государственной политики и мобилизо­вать все человеческие и природные ресурсы страны на ее реализацию;
— выработать критерий здоровья всех со­стояний и форм живого и овеществленного тру­да, всех составляющих общественного произ­водства в целом, всех феноменов социальной жизни как воспроизводящегося труда;
— формировать у потенциальных и актуаль­ных тружеников здоровый образ жизни, культу­ру труда и на ее основе осуществлять здоровье-сохраняющее общественное производство, включая:

а) обеспечение природно-технологически-социально безопасных условий труда,

б) сохранение, восстановление и укрепление здоровья работников,

в) здоровьесберегающий процесс труда,

г) создание здоровых продуктов труда,

д) их социально здоровое распределение и

е) духовно и физически здоровое потре­бление;

— создать здоровые условия жизни трудя­щихся вне их профессионально-трудовой дея­тельности;
— приступить в кардинальному лечению больного социального организма путем осозна­ния и реализации идеи здоровой жизни как все­общего содержания деятельности государства, политика которого должна стать практически действующим самосознанием национальной идеи — единства здоровой души и адекватного ей социально-природного тела России.

Редакция журнала «Культура здоровой жизни» желает участникам

IV Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» плодотворной работы на благо трудящихся. В их духовном и физическом здоровье, в здоровье их труда коренится будущая судьба России. Сохраняя священный огонь духа-труда, мы сохраним Россию!