Московский культурный форум 2016

25-27 марта, ЦВЗ «Манеж»

   По поручению Президента
    России В.В. Путина 2016 год
    в нашей стране объявлен
    Годом Прокофьева
Паблик-ток «Прокофьев.125» провел гендиректор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И.Глинки – Михаил Брызгалов

МКФ 2016 превзошел все ожидания организаторов, – отметил на финальном брифинге по итогам форума глава столичного департамента культуры Александр Кибовский. «За три неполных дня по предварительным данным Форум посетили 50,000 человек. Только за 26 марта «Манеж» посетили 24,500 человек, и таким образом был побит рекорд дневной посещаемости выставочного зала, установленный еще в 1991 году. За 3 дня на форуме прошло более 1300 мероприятий, в среднем по 30 каждый час» – сообщил он. Успешным МКФ 2016 стал для библиотек, пополнивших свой актив более чем 3 тысячами читателей, и домов культуры, в которые записалось более 700 желающих.

Программа форума, разумеется, очень богата и разнообразна. Начну с самого интересного. Паблик-ток «Прокофьев.125» – его провел гендиректор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки – Михаил Брызгалов.

Михаил Аркадьевич рассказал о тех мероприятиях, которые будут проводиться в России в рамках Года Прокофьева. Его торжественное открытие пройдет в Московской филармонии в 125-й день рождения композитора. Год Прокофьева будут отмечать во всех регионах РФ, к этому юбилею приурочен и нынешний Пасхальный фестиваль. Обширная и интересная программа мероприятий подготовлена и рамках Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Михаил Брызгалов отметил, что эта программа будет интересной не только профессиональному сообществу, но и самому широкому кругу зрителей.

В рамках public talk был показан фильм о С.С. Прокофьеве, представивший много нового даже для тех, кто считал, что неплохо знаком с музыкальным наследием композитора. Для рожденных в СССР, наследие Прокофьева – это концерты классической музыки и довоенные фильмы Эйзенштейна. Пожалуй единственным ярким исключением был первый спектакль по М.А. Булгакову, «Мастер и Маргарита», поставленный в 1977 году  в театре на Таганке Ю.П. Любимовым, где полет Маргариты (актриса Нина Шацкая) сопровождался композицией «Танец рыцарей». Совсем иная картина в странах Запада, где С.С.Прокофьев, и сегодня – один из самых современных композиторов, чье влияние выходит далеко за рамки классической музыки.    

Мастер-класс Владимира Аносова
«Драматургия пластики»
Фрагмент спектакля «Федра»
Театр Романа Виктюка

Прокофьев, которого мы не знали, – в это трудно поверить, – материализуется красивой песней Стинга – Russians, в репертуаре голландской группы Epica (симфоник-метал), исполняется джазовой певицей Сиа, неистовой скрипачки Ванессой Мэй, американского рок-музыканта Эллиса Купера. Его произведения озвучивают: Софи Лорен, Шерон Стоун, Антонио Бандерас. К творчеству С.С. Прокофьева обращались музыканты группы «Эмерсон, Лэйк и Палмер», Билли Джоэл, Леди Гага. Его музыка использовалась в рекламе Nissan Murano.

Да, непривычный ракурс. Для нас С.С. Прокофев – лауреат Ленинской и шестикратный лауреат Сталинской премий, а для них – любимый композитор Майкла Джексона. В Мировом Топе самых удачных дуэтов – режиссер-композитор, – на втором месте дуэт Эйзенштейн, Прокофьев. Разумеется, этой скороговоркой мы не передали и малой толики того потрясающе увлекательного исследования, которым занимается руководитель Музея С.С. Прокофьева – Ирина Белая. Кстати, музей после закрытия на застройку экспозиции, вновь будет открыт для посетителей 23 апреля 2016 года, в день рождения композитора, его 125-летия.

125-летний юбилей в этом году и у М. А. Булгакова, Государственный музей которого находится на Большой Садовой 10, в квартире №50. И вот новость – скоро откроется еще один музей-квартира на Большой Пироговской улице, где Михаил Афанасьевич с Еленой Сергеевной жили в 30-е годы. Булгаковеды давно ждут этого события. Квартиру долго занимала какая-то диспетчерская, но наконец-то, съехала. Конечно, музейным сотрудникам еще предстоит здесь основательно поработать, а открытие квартиры на 2-3 дня в мае, будет своего рода презентацией будущего музея (возможно, ее проведут в день рождения писателя, 15 мая, но это требует уточнения по телефону или на сайте музея).  

В Пушкинском, как всегда много новостей, одна из них для любителей древностей. «Два Аменемхета»: портреты одного царя эпохи Среднего Царства. Выставка посвящена 160-летию со дня рождения выдающегося русского ученого Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), бесценная коллекция которого легла в основу египетского собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Впервые две статуи царя Аменемхета III из собраний Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина экспонируются вместе. Статуи интересны тем, что содержат отступления от канонов привычной идеализации, обожествления царской особы, и являют зрителю скорее портрет царя. Персона Аменемхета III любопытна еще одной исторической подробностью. Поминальный храм этого царя и есть тот знаменитый лабиринт, о котором писал Геродот. Древние историки полагали, что все последующие лабиринты, в том числе знаменитый лабиринт на острове Крит, были построены по образу этого, египетского, сохранившегося только в памяти человечества.

Сотрудники музея М.Ю. Лермонтова – Александр Спивак и Мария Михеева заинтриговали рассказом о проводимых там шотладских вечеринках и увлекательных викторинах. Цветаеведы из музея «Марины Цветаевой» приглашают в кинолекторий – взглянуть на Цветаеву как на кинозрителя.«Школа велосипедного экскурсовода» представила экскурсионные программы нового формата, позволяющего взглянуть на Москву как музей под открытым небом.

Сергей Коршунов, фото автора

Хорошее настроение, комфорт и уют –
если говорить об атмосфере форума
Чудеса современных технологий (голография)