Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа создания системы патриотического воспитания в России

В современных условиях насущной необходимостью является решение одной из важнейших задач современного образования – формирование ценностного отношения молодежи к прошлому нашей страны, осознания себя гражданином Российской Федерации. Данную задачу невозможно решить без организации систематической и целенаправленной  работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших составляющих в реализации государственной молодежной политики в сфере образования и духовно- нравственного  развития, частью вековой национальной идеи России, компонентом отечественной науки и культуры, источником формирования мужества, героизма и силы народа, условием величия и могущества российского государства.

Патриотизм  представляет собой одну из главных личностных ценностей и одновременно является показателем уровня развития общества. По мнению Макса Вебера (1864–1920), ценность – это человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. Определяющим при этом является предпочтение данных чувств, всему иному, к чему можно стремиться, созерцать, относиться  с  уважением,  признанием,  почтением – Пауль Менцер (1873–1960). Сущностью патриотизма является самопожертвование, основанное на духовно- нравственном выборе личности и главном чувстве – любви к Родине. Система патриотического воспитания призвана воспитать в личности потребность сохранять, оберегать, регулировать систему общественных отношений для создания условий развития личности, семьи, общества, государства. Общим смысловым полем патриотизма является достойное, уважительное, заботливое, признательное, человеческое отношение к чему-либо и к кому-либо.

Исторически, патриотическое воспитание, как и любое другое воспитание человека, осуществлялось с момента рождения, так как, основы, не заложенные с детства, приводят к катастрофическим последствиям. Воспитанием человека, ответственного за свою страну, за свою семью, за своих близких, детей и стариков, родителей, и начинается любовь к своей Родине. По состоянию детей и стариков в стране всегда определялось, насколько эта страна сильна, насколько она имеет право быть на мировом поле лидером. Осмысление опыта наших предков и событий прошлого позволяет разобраться в сложном, меняющемся мире, увидеть, что историческое забвение, беспамятство ведёт к гибели государств и народов, а отношение к собственным традициям и ценностям, определяет представление о себе и ставит задачи дальнейшего развития. По мнению Д. С. Лихачёва «история приучает ценить современность, как результат тысячелетних усилий, подвигов, а иногда и мученичества наших предков», она «показывает, сколько ошибок было совершено в прошлом... воспитывает чувство ответственности перед будущим» [1, с. 451]. История человечества в целом дает масштаб для осмысления настоящего, является  воспоминанием,  в  котором  корни нашей жизни – отмечает немецкий философ Карл Ясперс [2, с. 29, 240].

Конечно, главное в истории – это люди и их действия, от которых зависит судьба исторического процесса. И если в истории страны раньше, мы видели системы патриотического воспитания, созидающие людей – героев, являющихся гордостью отечества, то последнее двадцатилетие, в условиях радикальных изменений в социально-экономической, политической жизни российского общества, явственно проступали попытки некоторой девальвации патриотизма, в следствие чего, у современной российской молодежи наблюдается растерянность, пессимизм, размытость патриотических ценностей. Связано это с процветанием индивидуализма, искаженным пониманием патриотизма, искажением показа истории развития нашей страны. Возникает обострённая необходимость в совершенствовании патриотического воспитания граждан и полноценном его возвращении в образовательный процесс. На данный период именно идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого сформируется готовность и способность граждан к активным действиям во имя Отечества.

В связи с вышесказанным, последнее десятилетие на всех уровнях наблюдается серьезное рассмотрение вопроса патриотического воспитания молодого поколения. Патриотическое воспитание стало одним из ключевых смыслов российской национальной политики с соответствующими государственными программами, которые устанавливаются на ближайшие пять лет. Так, в государственной программе  развития  образования  в  РК  на 2011–2020 годы отмечены приоритетные стратегические цели, одной из которых является «предоставление общеобразовательной школой академических знаний и развитие навыков, способствующих формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству» [3]. В 4-ой федеральной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», определены основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые  направлены  на  «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время»  [4].  В  национальной  программе

«Держава XXI век» – направленность на возрождение великой России и реализации культурно-патриотической и экологопатриотической стратегий, ряда проектов, возрождающих гордость граждан основными символами государства [5]. Совершенствование нормативно правовой базы определило и порядок взаимодействия Минобороны с общественными объединениями в вопросах военно- патриотического воспитания.

На региональном уровне также формируются и совершенствуются системы патриотического воспитания, отражаясь в региональных программах патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 годы. Каждый регион дает свои примеры замечательного ветеранского движения, краеведческого движения, удивительные программы по поисковым исследованиям, интересные проекты в области многообразной культуры нашей страны. На первый план выходит военно-патриотическое воспитание, включение институтов гражданского общества в повышение престижа военной службы и подготовку молодежи к военной службе, установка монументов в память о советских воинах, героях десантных операции, последних боев Второй мировой войны, проводится комплекс мероприятий, посвященных столетию Первой мировой войны и 70-летию Великой Отечественной войны, осуществляются яркие военно-исторические реконструкции, оцифровка исторических документов времен Первой и Второй мировой войны. Оказывается содействие общественным объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, в проведении военно-спортивных игр, молодёжно-патриотических акций, конференций, «круглых столов», проводятся информационно-пропагандистские и военно-патриотические акции.

Увидеть специфику позволяет осмысление и понимание передового опыта, который есть в вопросах патриотического воспитания на местном уровне. Создаются программы гражданско-патриотического воспитания школьников и дошкольников, нацеленные на обогащение знаний детей о родном крае («малой» родине), Родине – стране, о символике нашего государства, знакомство с русским народным бытом и играми, традициями, фольклором, народным календарем. Используются такие формы работы как праздники, развлечения, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, экскурсии, беседы, трудовая деятельность, оформление стендов, уголков, альбомов. Оформляются уголки патриотического воспитания, альбомы о родном крае, о семье, собираются банки дидактических и сюжетно- ролевых игр по данному направлению и серии стихов, пословиц о родине, о семье, о родном крае. Также оформляются мини- музеи боевой славы родственников, где собираются боевые медали, копии писем, удостоверений, фотографий, стенды «С чего начинается Родина», «Искорка», уголоки «Моя Малая Родина», в музыкальных залах собираются кейсы «Песни военных лет», «Песни о Родине» и т.д. [6, с.78].

Можно констатировать, что вопросы патриотического воспитания решаются на федеральном, региональном и местном уровнях. Данные уровни представляют собой систему из взаимосвязанных элементов, находящихся в строгих отношениях друг с другом, представляющих определённую  целостность  и  единство.  И  как,

признаки любой системы, имеют целостность, где сила связи элементов внутри системы выше, чем сила связей элементов системы с элементами внешних систем; проявляют свойства, присущие элементам именно этой системы; учитывают иерархичность всех ее составляющих.

Анализ признаков системы патриотического воспитания в России показывает, что необходимы дальнейшие значительные  усилия  в  совершенствование системы, вложения и организационное взаимодействие по реализации каждого из трех основных уровней и признаков, которые создают целостность системы. Учет обширности территории России и многонациональность состава населения, говорит о важности сохранения единого, целого и единичного, а именно созидания единой формы, единого содержательного стандарта патриотического воспитания граждан, с учетом региональной, местной специфики  и  национального  многообразия. На передний план выходят вопросы объединения усилий субъектов патриотического воспитания, эффективного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, научно-обоснованных рекомендаций, построенных на строгом мониторинге и ясных методиках взаимодействия.

Федеральный уровень решения проблемы воспитания гражданина – патриота позволяет создать единое пространство, которое необходимо регулировать новым законопроектом, к примеру, законопроектом «Об основах государственной патриотической политики», а также модернизацией закона «Об общественном контроле», качественной проработкой концепций законопроектов.

На региональном и местном уровнях систематизировать работу органов власти и образовательных структур по указанному направлению, так как только при условии целенаправленной систематической социально-педагогической   деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, можно сформировать и развить у них знания и качества, необходимые для успешной социализации. При этом – вовлекая родителей в работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей с чувством любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, ее прошлое и настоящее.

Таким образом, патриотическое воспитание есть традиционный духовный ориентир российского общества. В нашей стране существует как традиционный, так и инновационный современный арсенал форм и методов патриотического воспитательного воздействия, способного конструктивно отразится на решении государственных и региональных задач. Однако для этого необходимо учесть особенности создания целостной системы воспитания патриота и механизмов реализации общего, единого и особенного во взаимодействии государственных структур, социально ответственного бизнеса, медийного сообщества и всех граждан – истинных патриотов нашей страны. Реальные практические дела общественных инициатив будут помогать консолидации регионов и государства, социального и культурного потенциалов нашего общества в современных условиях.

 

Библиографический список

1. Лихачёв  Д.  С.  Раздумья  о  России.  –  СПб.  : Logos, 2001. – 668 с.
2. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. 2-е изд. – М. : Республика, 1994. – 527 с.
3. URL: http://dok.opredelim.com/docs
4. URL: http://orthedu.ru/…vospitanie…
5. Новая культурно-патриотическая стратегия России «Держава XXI век. Национальная комплексная программа 2015 – 2020». Том 3. – Москва, 2016.
6. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Гражданско-патриотическое воспитание как направление социально-педагогической деятельности в образовательных организациях. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. – 429 с.

 

Д.Б. Казанцева, Е.А. Казанцев
Пензенский государственный университет