Маша-сан

Космос Олонхо

Родилась Мария в Мегино-Кангаласском районе, в семье учителей Веры Дмитриевны и Петра Николаевича Охлопковых-Шадриных. Саха на языке тюркских народов значит «большой край», о котором еще можно сказать – бескрайние просторы. И происходили на этих просторах удивительные вещи. Со времен декабристов, по преданиям, свозили сюда неудобных для империи людей, вольнодумцев ссыльных. В СССР таковых было много больше, целое сословие. Немало дворянских детей, оказавшихся тогда в Сибири, воспитывались в якутских семьях. Среди якутов поговаривали, что родителей их репрессировали, и вот, спасая детей, некоторые якутские семьи брали их к себе, а чтобы особисты не отняли, записывали как своих собственных. Вот так Лена становилась Олооно, Ирина – Оруунэ, Иван – Уйбааном – это адаптированные православные имена. Ну а если скрыть еще больше, то – Айга, Батыр».

Росли они вместе с якутскими детьми в царстве Бабушки Лены (в якутской эпической поэзии так почтительно именовалась великая река Сибири – Лена). Вместе рисовали на школьных уроках тех, кто населял это царство: вот рассекает небо крылом орел-хотой, поднимается огромный бурый медведь-ангыр. Одного такого ангыра Мария с друзьями встретили у Ленских Столбов. Ребята увлеченно работали с этюдниками, пока кто-то не заметил плывущего по реке медведя. От встречи с этим «натурщиком» будущие художники решили уклониться. К слову сказать, и белые медведи изредка попадаются в пойме Лены. Красив и грозный амба-тигр, но его видели только бывалые охотники. А вот мамонтов и шестирогих носорогов не видел никто, но их костями усеяны берега Лены. А иногда вечная мерзлота преподносит ученым сюрпризы в виде хорошо сохранившихся мамонтят, и воображение художника готово оживить этих древних животных.

Эпос Олонхо, православие и советское наследие – культурная среда, в которой воспитывались уроженцы земли Саха в 20 веке. Причем первое оказывает более значительное влияние. Сказать, что эпос Олонхо – это якутское герои­ческое предание и теогония, наверное, мало. Он подается сказителями как история всего человечества. Эти древние сказания – источник веры и знаний о мире. Согласно преданию откровение Олонхо на землю принесла святая птица Ёксёкю. Когда на земле люди теряют веру, они становятся беспамятными, неблагодарными и равнодушными, и Ёксёкю вновь спускается с неба, чтобы «открылись души для знания», можно сказать, сибирский Грааль.

«Олонхо – это безбрежный космос, где очень много аспектов, – говорит Мария Петровна. – Рассказывая о богах, героях, о трех мирах во Вселенной, сказанье передает и множество важных подробностей человеческой жизни, в частности как одеты герои и прекрасные женщины. Эти, казалось бы, мелочи, меня всегда очень привлекали. К примеру, благородный герой Эр Соготох облачен в прекрасную одежду из продымленной, тонко обработанной замши. В бой он надевает кольчугу – броню из четырехугольных пластин и шлем, закрывающий голову, глаза, переносицу, подбородок и шею. Довольно подробное описание, по которому можно работать, создавая, скажем костюм для этого сибирского Персиваля.

В то же время для одежды злых богатырей – абаасов характерны мрачные цвета, торчащие лохмотья – символы нижнего мира.

Как божественный олень одета и красавица Туйарыма Куо – в соболиную шубу, старинную шапку с пером и серебряной пластиной с защитными оберегами. На ногах у нее  мягкая обувь из сарыы (ровдуги – замши из оленьей кожи), поэтому идет она легко, красиво, бесшумно.

Мои родители – учителя, – вспоминает Космолинская. – С детства мы знали сказания Якутского эпоса, они воспитывали в нас трудолюбие, терпение, объясняли, что всё имеет свой глубокий смысл, значение, что жить необходимо по правилам природы и должна всегда быть взаимовыручка. Родители умели делать всё сами, отец Пётр Николаевич сам строил добротный дом, мать Вера Дмитриевна была особенно талантлива во всем и нас учила вышивать, учиться и трудиться. Мы выросли на советских и трофейных голливудских фильмах, рисовали костюмы героев тех фильмов, у нас их было больше, чем в Москве.

Азы будущей профессии я начала постигать в Якутском художественном училище. Продолжить обучение мне очень хотелось на Художественном отделении Московского технологического института, где в свое время преподавал известный якутский художник, скульптор Пётр Добрынин, автор скульптурных композиций на ВДНХ: фонтаны «Колос» и «Каменный цветок», он и его команда создали фонтан «Дружба».

По конкурсу поступила в институт: училась у выдающихся художников Виталия Петрова-Камчатского, искусствоведов – Нины Будановой, Инны Вельчинской, Маргариты Хабаровой, брала уроки у Славы Зайцева. После окончания института педагоги направили меня на большой конкурс художников по костюмам в киностудию «Мосфильм». В это время кинорежиссер Акира Куросава ставил советско-японский фильм «Дерсу Узала», и художник-постановщик Юрий Ракша, художник по костюмам Наталья Вишня из огромного числа претендентов выбрали меня, утвердив на должность ассистента художника по костюмам.

Великий Куросава – личность харизматичная.  Высокий, серьезный, молчаливый – таким он мне запомнился. Когда в студию пришел Юрий Соломин, вся наша группа была в сборе, и, как нам показалось, решение утвердить Юрия Мефодьевича на роль Арсеньева Куросава принял сразу же.

Вся киногруппа с головой ушла в работу. Для героев фильма «Дерсу Узала» костюмы, сумки, пояса надо было «состарить», придать естественный вид. Однажды мы сидели за работой, обживали кожаные подсумки. Все вышли покурить, а я продолжала работу. Японцы, увидев открытую дверь, дружно сели вокруг меня и стали помогать.Останавливать их было бесполезно. Так за работой весь день и пролетел. Это было незабываемое счастливое время, в память о нем храню изящный подарок: японский зонтик и коробочку с кисетом благовонных трав, с колокольчиком, где рукой режиссера надписано: Маша-сан. И автограф: Акира Куросава.

На киностудии «Мосфильм» я участвовала в съемках фильмов: «Дерсу Узала», 1975 год, режиссер Акира Куросава, премия «Оскар»; «На край света»,1975 год, режиссер Родион Нахапетов; «Сибириада»,1978 год, режиссер Андрей Кончаловский; «Перегон», 2006 год, режиссер Александр Рогожкин; «Пряничный домик», по заказу ГТРК «Культура», 2013 год, Национальный Художественный музей РС(Я), документальный цикл: Прикладное искусство, якутский костюм, косторезное искусство и т.д.

Не забыть, не разлюбить

На севере Франции, в Нормандии, есть красивый город Онфлёр. В 1997 году там, и отчасти в Париже, проходил Фестиваль русского кино «Онфлёр».

«В рамках Фестиваля русского кино, состоялся Фестиваль якутского кино, организацией которого я занималась по просьбе президента фестиваля Владимира Борева, – рассказывает Мария Космолинская. – Гости фестиваля познакомились с якутскими фильмами, на подиуме блистали модели мэтра высокой якутской моды Августины Филипповой, звучал голос «соловья якутской оперы» Альбины Борисовой, свои лучшие полотна представили художники Республики Саха. Якутская тема глубоко затронула сердца французов, среди которых были актрисы Анни Жирардо и Мишель Морган, экс-президент Франции Жискар д’Эстен, мэр города Онфлёр и многие другие. 

Тогда произошел незабываемый, до глубины души потрясший меня случай, – вспоминает Мария Петровна. – После просмотра фильмов меня окружили очень взволнованные люди, говорящие на непонятном языке. Французский я не знала, но как он звучит представляла – это был не французский и не русский. Люди изъявляли радость, мимикой и жестами демонстрировали дружелюбие, а я всё внимательней прислушивалась к их речи. Наконец, поняла – это ломанный якутский! Подоспевшие переводчики всё прояснили. Оказывается мне довелось повидаться с теми самыми дворянскими детьми, которых якуты прятали в своих домах. Уже много лет они жили в солнечной, благополучной Франции, но не забыли и не разлюбили ту землю, где зимой температура опускается до –60 °С. Значит, прав был Владимир Маяковский:

Землю, где воздух, как сладкий морс,
бросишь и мчишь, колеся,–
Но землю, с которою вместе мерз,
вовек разлюбить нельзя.

 Было любопытно, но не успела тогда расспросить их, как добрались до родственников во Франции, кого навсегда оставили в Сибири,  может, еще доведется. Люди эти гостеприимные, радушные. Приглашали в гости, пожить в готическом замке. Я подумала тогда, – ведь это тоже часть Русского мира. Парадокс, но испытав страдания и лишения, бежав из России, они продолжают любить ее, радуются ее успехам, внимательно следят за новостями ее культурной жизни, кинематографа. Каждая волна эмиграции не похожа на другую, вот и эти наши земляки тоже чувствуют себя частью Русского мира, только он для них начинается с земли Олонхо».

Но у якутов есть не только древние предания о богах и героях, есть и своя история. Ей Мария Петровна и посвятила заключительную часть нашей встречи, проходившей в Государственном учреждении культуры «Национальный гуманитарный культурный центр "Саха-Арт"» и Галерее «Саха-Арт» – филиале Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Мушкетеры царя Александра

Указом императора Александра I 16 августа 1806 года был образован Якутский мушкетерский полк (позднее переименованный в 42-й  пехотный Якутский полк). Основу полка составляли два мушкетерских батальона и одна гренадерская рота 1-го Селенгинского полка 11-й пехотной дивизии, которые были переброшены из Усть-Каменогорской крепости. К ним были добавлены рекруты очередного призыва. В целом полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом.

В мае 1810 года Якутский мушкетерский полк принял участие в штурме турецкой крепости Шумла, бился с турками на подступах к Рущуку, затем был выведен в тыл «зализывать раны». Но уже в августе полк участвовал в разгроме 30-тысячного турецкого корпуса.

В 1812 году мушкетеры Якутского полка под командованием майора П.П. Угрюмова вошли в состав 9-й пехотной дивизии 2-й армии генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона. Во время Бородинского сражения мушкетеры заняли позиции на багратионовских флешах и мужественно отражали атаки врага. В боях особенно отличились штабс-капитан Абраменко, поручики Широбоков, Андриевский, прапорщик Черников, рядовые Николай Слепцов, Влас Кривошапкин, Иван Сивцев, Василий Берёзкин, Семён Резниченко, Николай Курочкин, Пётр Бабкин, Пётр Вензель, Иван Врока. Многие из них, повоевав и во Франции, вернулись живыми в родную Якутию. В знак признания боевых заслуг якутских мушкетеров в Отечественной войне 1812 года название полка золотыми буквами было прописано в Георгиевском зале Московского Кремля. Участвовали мушкетеры и в битве за Севастополь в  1854–1855 годах, за что четыре батальона полка были награждены Георгиевскими знаменами.

Почти сто лет спустя внуки и правнуки храбрых мушкетеров – славные якутские снайперы били фашистов на фронтах Великой Отечественной войны. Одно из самых прославленных имен – Фёдор Матвеевич Охлопков, якут, сын бедного крестьянина из села Крест-Хальджай. Работал шахтером-откатчиком золотоносных пород прииска Орочон Алданского района, а перед войной охотником-промысловиком, механизатором в родном селе.

В Красной Армии с сентября 1941 года. С 12 декабря того же года на фронте. Был пулеметчиком, командиром отделения роты автоматчиков 1243-го стрелкового полка 375-й дивизии 30-й армии, а с октября 1942 года – снайпером 234-го стрелкового полка 179-й дивизии. К 23 июня 1944 года сержант Охлопков уничтожил из снайперской винтовки 429 гитлеровских солдат и офицеров. Был ранен 12 раз. 24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы над нацистской Германией на Красной площади Москвы. Охлопков – Герой Советского Союза, кавалер Ордена Ленина.

И таких героев якутская земля дала немало, они словно алмазы в нашей общей истории – истории Государства Российского.

 ГУК «Национальный гуманитарный культурный центр "Саха-Арт"» и одноименная галерея активно посещаются творческой интеллигенцией. Здесь проводятся лекции, семинары, круглые столы, творческие вечера, выставки, концерты, конференции, мастер-классы. Создателям и ангелам-хранителям этого маяка якутской культуры в столице многие годы является М.П. Космолинская. 

Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации в лице Национального гуманитарного культурного центра «Саха-Арт» занимается организацией знаковых юбилейных программ со спектаклями, концертами, выставками – в Большом театре, Московском международном Доме музыки, Российской академии художеств, Государственной Третьяковской галерее – посвященных 370–375–380-летию вхождения Якутии в состав России.

Успешно прошел XVIII Международный фестиваль «Интермузей-2016» с участием более 400 музеев страны и зарубежья. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) признан лучшим музеем Сибири и Дальнего Востока. Генеральный директор Ася Львовна Габышева, заместитель директора по науке Галина Неустроева и сотрудники: Кристина Еремеева, Галина Кутугутова, Сардана Посельская, Варвара Заровняева,  в ЦВЗ «МАНЕЖ» представили масштабный научный историко-культурологический проект, фильм «Раритеты Якутии». Представлены уникальные экспонаты из коллекции Национального художественного музея и филиала музея в Москве, Галереи «Саха-Арт», часть уникальных экспонатов представлены самим Центром «Саха-Арт» из личной коллекции директора Центра Марии Космолинской (старинный, обшитый серебряными бляшками чепрак ХVIII–ХIХ веков, перешедший по наследству от дедушки-снайпера, и деревянный треножный чорон ХVIII–XIX веков).

Идет подготовка к большому ежегодному национальному празднику «Ысыах», который традиционно проводится уже много лет в Музее-заповеднике «Коломенское». В 2016 году праздник состоится 4 июня (это праздник якутского солнцестояния, который в Москве обычно празднуется немного раньше).

Сергей Коршунов