Тайна рождения кино

Галерея И.С. Глазунова – это не только собрание бесценных картин, на которых только и надо воспитывать поколения молодых патриотов. Галерея – площадка для множества важных и интересных мероприятий. Одно из них, – мастер-класс по истории рождения кинематографа, вошло в план «Московской смены» ребят из Печатников. 

Мы видим огненный круг, – но это лишь факел, вращаемый с большой скоростью, – круг появляется благодаря инерции зрения. 

 А можно ли  увидеть сразу 2-е стороны одной медали?  Таким вопросом задались в 1824 году математик и астроном Джон Гершель и Чарльз Беббидж – изобретатель прообраза первой в мире ЭВМ.  В 2019 году за это взялись участники «Московской смены». На одной стороне выданного им бумажного круга, каждый нарисовал фигурку, на другой, точно такую же, но с другим положением конечностей. Скрученная двойная бечевка задала кругу вращение. И, о чудо – птица полетела, кабанчик побежал, рыбка поплыла, зайчик стал подмигивать и кивать ушами. Тауматроп – чудо вращения, по-гречески. Вращение должно быть достаточно быстрым, при этом надо помнить, что человеческий глаз за 1 секунду способен видеть не более 24 изображений.

В 1833 году Жозеф Плато презентует свой фенакистископ. Изображения, нанесенные по окружности, вращают. Разглядывать их надо сквозь прорези между ними, в зеркале. Каждый из участников мастер-класса смог оценить это изобретение, поработав с фенакистископом перед большим зеркалом в галерее.

В 1887 году Эмиль Рейно изобрел свой праксиноскоп (свет, вращающийся барабан с картинками, зеркала), театр двигающихся картинок. В фильме Ф.Ф. Копполы «Дракула» великолепно показан финальный продукт этой эволюции – синематограф. Изобретение праксиноскопа считают днем рождения  мультипликации. С подобным аппаратом участники мастер-класса также внимательно ознакомились, оценив его возможности.

И наконец, ребята поучаствовали в создании собственного маленького фильма. Нарисованные на листе бумаги фигурки людей или животных переносились на кальку в другом ракурсе. Манипулирование калькой давало видимость движущейся картинки –  технология очень популярная в средние века. Несмотря на простоту метода, на выходе были получены фильмы, как минимум в трех жанрах. Хоррор «Челюсти» (про акулу-преследователя), комедия «Само-презентация зайца» и «Веселый кабанчик», мелодрама «Золотая рыбка».    

Мастер-класс пролетел на одном дыхании, набрав трафаретов для фенакистископов, печатниковцы отправились домой, полные творческих планов.