Кто такой психолог и зачем он нужен?

Кто такой психолог и зачем он нужен?

Каждый человек состоит из двух составляющих: физической или телесной и душевной или психически-организованной субстанций. И не секрет, что при гармоничной работе двух основ состоит наше субъективное самочувствие, наше здоровье. В этой статье мне хотелось бы разобраться - как сохранить в каждом из нас ту самую гармонию тела и душа.

В современном обществе распространено при болезни печени, сердечно-сосудистой системы и еще с кучей болячек обращаться к врачу и выполнять все его рекомендации, но психосоматическое направление в психологии утверждает, что физическое состояние человека связано с негативными установками его психики. Врачами доказана психосоматическая природа многих болезней: рака, аллергии, астмы. Конечно, предрасполагающими факторами является  не только предрасположенность, но и жизненная ситуация, индивидуальные обстоятельства каждого из нас, поэтому  задачей психолога является - выяснение какие внутренние проблемы влияют на здоровье человека.

 Существует миф о психологах как о людях решающих проблемы человека, но, на самом деле, это совсем не так. Никто, кроме вас не решит ваши же проблемы,  психологи направляют человека и дают рекомендации и различные способы как справиться со стрессом или, например, проблемой с детьми.

Когда нам нужно сбросить лишний вес или подтянуть фигуру, мы идем в фитнес-клуб, обращаемся к профессиональному инструктору, который контролирует технику выполнения тех или иных силовых упражнений, и мы следуем его рекомендациях, и с этим проблем не возникает. Инструктор – профессионал своего дела, он лучше знает. Так же дело обстоит и с психологом, который проходил специальное обучение, имеет научно-обоснованный взгляд на состояния человеческой души, поэтому рекомендации данного специалиста выполнять так же следует, для улучшения своего самочувствия и понимания того, что каждый способен улучшить себя, взгляд на окружающих и на будущее в целом.

   Для сохранения гармоничного состояния души и тела, необходимо не только заботиться о физическом, но и о психо-эмоциональном здоровье, ведь болезнь посылается человеку для того, чтобы он смог изменить свои мысли и привычки. Для излечения необходимо позитивно мыслить и верить в свои силы, а если не знаете с чего именно начать - обращайтесь к психологу!

О поколении…

    Все живое на земле имеет свойство меняться, и общественные сознание и строй как единицы современного поколения не исключение. Закон живой природы, закон  «естественного отбора», по которому один вид популяции сменяется другим, позволяет нам наблюдать изменения, происходящие в социуме и в нас самих. Поколение Z  уже превосходит в скорости и умственном развитии предыдущее поколение. Люди этого поколения быстрее обучаются, лучше взаимодействуют с технологиями и осваивают новые навыки.

    Что же делать? Как дальше жить? «Выживает сильнейший» - значит нужно силой добиваться своих целей? Человек является не только физической субстанцией, но и социальной, поэтому каждому из нас, чтобы не превратиться в «дикарей», которые руководствуются только примитивными потребностями, необходимо сохранять социальные и культурные навыки в обществе (психические заболевания не имеются в виду). Продолжая упомянутую теорию Ч. Дарвина, выживают не самые сильные и мощные, а самые приспособленные и гибкие. 

   Современная жизнь характеризуется не только новыми технологиями, которые упрощают выполнение наших повседневных задач, но и несут за собой новые проблемы. Родители подростков часто сталкиваются с такими проблемами как  нежелание детей ходить в школу не только по причине возможной низкой учебной мотивации, но и по причинам компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость характеризуется определенными симптомами, и формируется в течение длительного времени. Конечно, компьютер, телефон стали частью нашей жизни и имеют множество положительных сторон. Избежать негативного влияния технологий на подростка возможно при правильно организованном досуге, внеклассным мероприятиям, а для этого со стороны родителей следует внимательно относиться к интересам ребенка, а со стороны школы вовлекать в культурно-спортивные мероприятия, поощрять инициативу каждого, и не забывать о воспитании.

  Скорость развития технологий растет, поэтому можно лишь предположить, что следующее поколение будет еще умнее, станет быстрее адаптироваться и уже полностью избавится от всех расовых, этнических, гендерных и иных стереотипов во всех сферах жизни.

Родителям на заметку

Этюд о детском плаче

   Ребенок - это маленький взрослый, у которого есть эмоции и чувства, но в отличие от взрослого он не умеет их выражать. Ребенок в младенчестве плачет, так как хочет внимания, заботы, общения, и задачей взрослого является понять и удовлетворить потребность ребенка на данном периоде его развития. После развития речевой функции, миссией для взрослого является помочь ребенку говорить о своих эмоциях и чувствах, выражать их словом. К подростковому возрасту в совместной деятельности педагогов и родителей – научить самостоятельно их осознавать, выражать и контролировать.

   Таким образом, « из плача»  как первого проявления эмоций, и с грамотным подходом окружающих взрослых, развивается эмоциональная сфера во всей ее сложности и многообразии.

  Этюд о совместной деятельности

   Личность развивается в процессе социализации и социальных отношений индивида и общества, поэтому для личностного развития необходима совместная деятельность ребенка и его окружения. В семейных отношениях необходимо включать ребенка в традиции семьи, проведение совместного досуга; в школьных отношениях педагогам желательно создавать условия для совместной деятельности, где каждому учащемуся будет выделена роль ( в игре, в творческом проекте). Решающим условием осуществления всякой совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, при которых  личность развивается.

 Этюд о желании

Я рассмотрю, желание как потребности ребенка.

Потребность в уважении (детям необходимо чувствовать, что их уважают, поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным; детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями). 

Потребность ощущать собственную значимость (чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что "я что-то таки значу").

 Потребность принятия  означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.

Этюд о любви к ребенку

   Вспоминая произведение психолога Эриха Фромма «Искусство любить», соглашаюсь с тем, что «любовь — искусство, такое же, как искусство жить», и это искусство требует «знаний и усилий». Любовь включает в себя четыре составляющих: знание, забота, уважение и ответственность. Для развития личности, в проявлении любви к ребенку должна присутствовать вся основа.

Этюд о подражании

   Подражание как способ воздействия на человека имеет значительную роль в детском возрасте. Через подражание ребенок в определенном возрасте познает мир, выполняет социальные, профессиональные и  бытовые роли и функции, поэтому важно правильно направлять ребенка и позволять самостоятельно выполнять действия. Важность для взрослого имеет и понимание своевременности воспитания, не забывая о сензитивных периодах развития.

 Всё чаще родители сталкиваются с трудностями воспитания своего ребенка, не понимая причин,  не укладывающихся в привычные рамки. Многие обращения, к примеру, связаны с возрастными кризисами (1-1,5 года, 3-4, 6-7 лет)подросткового периода. Родители не успевают привыкнуть к резким скачкам в поведении ребенка, используя воспитательные приемы – уже не эффективные.

В ЦСПСиД «Печатники» работают психологи, готовые помочь вам разобраться в проблемах воспитания ребенка.

Психолог ГБУ ЦСПСиД «Печатники»
Иванова Мария