Развитие кадетского движения в Курганской области

Кадетское движение в Курганской области началось в средней школе № 9 города Кургана. В 1994 году в ней был создан первый профильный класс, который впоследствии стал кадетским. Инициатором его создания стал Вячеслав Андреевич Антонов – преподаватель ОБЖ школы (ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности), офицер запаса. В 1996 году к ним присоединились кадеты Круготогорской общеобразовательной школы Шумихинского района. Все эти годы кадеты-крутогорцы занимают лидирующие места, – и в этом большая заслуга их бессменного руководителя Игоря Алексеевича Сычева. В 2007 году Игорь Иванович награжден памятной медалью «Патриот России». В том же 1996 году был открыт первый кадетский класс в средней общеобразовательной школе № 23 г. Кургана. Администрацией школы № 23 с момента его открытия поддерживались и до сегодняшнего дня поддерживаются тесные контакты, сначала – с Курганским высшим военно-политическим авиационным училищем, а теперь, – и с Курганским пограничным институтом ФСБ России.

В Шадринской общеобразовательной школе-интернате № 6 с 1998 года начал функционировать кадетский класс, где обучаются 28 человек. Здесь также осуществлялось углубленное изучение предметов военно-патриотической направленности. В 2004 году Шадринская школа-интернат №6 приобрела статус кадетской. А с 2014 года – статус Губернаторской. В настоящее время здесь обучаются дети с 5 по 11 класс с дополнительным образованием по военной и физической подготовке. Заключен договор с управлением ГО и ЧС г. Шадринска о дополнительной профессиональной подготовке учащихся по профессии «Спасатель» и Курганским региональным отделением ДОСААФ России по организации военно-патриотической и спортивной работы.

В средней общеобразовательной школе № 75 г. Кургана профильные классы МВД были открыты в 1999 году, а в 2000 году – к ним добавились классы МЧС и Министерства обороны. Полноценное профильное обучение осуществляется в школе благодаря сотрудничеству с областными структурами: Управлением внутренних дел области, Управлением МЧС России по Курганской области, областным военным комиссариатом,  а также с рядом военных вузов страны. Практически одновременно с названными общеобразовательными школами первые кадетские группы были созданы и в системе начального профессионального образования. В профессиональном лицее № 8 г. Кургана (в настоящее время – Курганский промышленный техникум) с 1999 года Пантелеев Пётр Иванович начал подготовку по профессии «Спасатель».

Кадетское движение в Зауралье получило новый импульс в 2002 году. В ноябре-декабре 2002 года в торжественной обстановке с приглашением представителей от силовых структур, родителей, администрации района, руководителей поселковых советов, специалистов Главного управления образования Курганской области были открыты 2 группы пограничного профиля в профессиональном училище № 19 (с. Советское Куртамышского района) и 2 группы общевойскового профиля в профессиональном училище № 26 (с. Батурино Шадринского района). Продолжая их начинание, в 2003 году, на базе военно-патриотического клуба «Витязь» в профессиональном лицее № 31 г. Далматово и в профессиональном училище № 28 г. Макушино были открыты кадетские группы общевойскового и пограничного профиля. В 2004 году в профессиональных училищах №№ 29 и 25 – кадетские группы противопожарного профиля. В 2005 году, в профессиональном училище № 20 – кадетские группы будущих связистов. В 2006 году, в профессиональном училище № 13 – кадетские группы будущих пожарных.

Новым направлением в кадетском движении Курганской области в 2012-2014 годах стала реализация социального проекта «Казачий кадетский Круг Зауралья». Южное Зауралье исторически связано с казачеством – Оренбургским казачьим войском. Возрождение казачества на исконных казачьих территориях Курганской области возникают не на пустом месте. Еще живы те добрые, в основном бытовые, культурные традиции, которые оставили для нас наши предки-казаки. Казак в современном понимании олицетворяет собирательный образ героя-воина-защитника Отечества и великого труженика. Данный образ во все времена и поныне в России является самым почитаемым. Сформирован малый казачий кадетский Круг – орган самоуправления общеобразовательных учреждений, осуществляющий казачий компонент. Положено начало реализации социального проекта «Казачий кадетский Круг Зауралья»

Сегодня казачий кадетский компонент осуществляется в общеобразовательной школе № 24 города Кургана, ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)», МКОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Целинного района Курганской области. На этой основе мы и хотим развивать казачье кадетское движение в области.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с появлением большого числа и разнообразия кадетских классов в общеобразовательных школах, кадетских групп в профессиональных образовательных организациях, направлений и профиля их работы, потребовала упорядочения численности, планов работы, определения нормативно-правовой и программно-методической базы их функционирования. Учитывая опыт объединения кадетских учреждений по региональному принципу в других краях и областях Российской Федерации. Главное управление образования Курганской области взяло на себя инициативу создания единого координирующего органа. Таким объединяющим органом кадетского движения стала Курганская областная Лига кадет, созданная приказом управления в 2003 году, руководящим центром которой является Совет Лиги, избранный на расширенном заседании межведомственной комиссии с участием руководителей образовательных учреждений, в которых имеются кадетские классы и группы. С этого момента Совет приступил к руководству и организации деятельности Лиги. Прошедшие тринадцать лет можно охарактеризовать как период организационного, нормативно-правового и программно-методического становления деятельности Курганской областной Лиги кадет. За этот период были внесены дополнения в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области»; разработаны Типовое положение о кадетских группах в учреждениях начального профессионального образования; Устав Лиги и ее символики, утверждена форма кадет, определена система мероприятий Лиги. Распоряжением Губернатора Курганской области в ноябре 2010 года областной Лиге кадет было присвоено имя Героя Советского Союза генерал-полковника Михаила Степановича Шумилова, уроженца Катайского района Курганской области.

Ежегодно 17 ноября в день рождения Героя кадеты возлагают цветы к памятнику земляка, проходят торжественным маршем, чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Начиная с 2012 года,  лучшим кадетам вручается денежная премия имени М.С.Шумилова, учрежденная  Департаментом  образования и науки Курганской области.

С благословения Архиепископа Курганской и Шадринской епархии русской православной церкви духовным покровителем Лиги кадет является святой князь Александр Ярославич Невский (духовный покровитель города Кургана).

Лига кадет – обладатель  Гран-При открытого конкурса социально значимых программ Уральского Федерального округа в 2009 году. В 2010 году Лиге вручен Почетный Знак Росвоенцентра при Правительстве Российской Федерации за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Команда кадет Шадринской Губернаторской кадетской школы – интерната является победителем патриотической смены международного лагеря «Зубренок» в Республике Беларусь.

Но самой главной гордостью Лиги являются кадеты – участники всех массовых патриотических мероприятий Курганской области. Это сотни выпускников кадетских классов и групп, успешно обучающихся в военных и гражданских вузах, это сотни рядовых и офицеров, с честью служащих Родине.

Таким образом, на сегодняшний день Курганская областная Лига кадет объединяет в своих рядах учащихся 28 образовательных учреждений области. Общее количество учащихся кадетских классов и групп составляет более 2800 человек. В этих учреждениях сложилась определенная система проведения мероприятий с кадетами. Большое влияние на гражданское самосознание и патриотическое воспитание учащихся кадетских классов и групп имеют такие мероприятия, как учебные военно - полевые сборы, «День посвящения в кадеты»,

профильные смены «Патриот Зауралья», в рамках которых проводятся практические занятия, смотры строя и песни, выправки кадет, соревнования по военно-прикладным видам спорта и другие мероприятия. После принятия присяги в День посвящения кадетам вручается удостоверение от имени силового ведомства, чью форму они будут носить, обучаясь в профильном классе или группе.

Кадетское движение в Курганской области как одно из актуальных направлений модернизации образования на современном этапе, нацелено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины.

Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям – это свидетельство того, что мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым. В нашей речи появились, казалось бы, исчезнувшие навсегда слова: Отечество, кадеты, господа, русский офицер.

Открывая и создавая новые кадетские классы в Курганской области, педагогические коллективы ставят цель – создание условий для целенаправленного формирования качеств личности воспитанников, необходимых для служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

В основе образовательного процесса в кадетских классах лежит, прежде всего, деятельный подход, что позволяет максимально возможно улучшить степень  обученности  и  уровень  воспитанности.

Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетских классов является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

Кадеты носят форму уставного образца, соблюдают форму официального обращения, руководствуются девизом: « Богу - душу, жизнь - отчизне,  долг - себе, честь – никому!»

Военизированный уклад жизни кадетских классов – это основной стержень воспитательной работы с детьми. Именно этим достигаются четкость и ответственность, умение ставить задачу, планировать и точно соблюдать намеченное, умение подчиняться. Эти качества, мы считаем, необходимы человеку на любом поприще.

В начальных классах кадеты воспринимают военный уклад как игру, которая им очень нравится, они занимаются с большим удовольствием сугубо военными дисциплинами, такими как строевая подготовка, стрелковая подготовка, основы военной службы. В старших классах полученные военные навыки становятся как бы частью натуры, входят в плоть и кровь и воспринимаются, как само собой разумеющееся.

Кадетские классы стремятся жить по воинскому укладу, но это совершенно не означает, что кадетов готовят только для службы в армии. У них двойное предназначение, о котором сказано в распоряжении Президента Российской Федерации №118, где учреждениям с кадетским компонентом предписано готовить молодежь к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприщах.

Учебно-воспитательный процесс осуществляют учителя, офицеры – наставники, преподаватели и психологи школы, педагоги и тренеры учреждений дополнительного образования, духовные наставники.

Наши слова глубокой благодарности офицерам воспитателям: Лисовцу Дмитрию Николаевичу – СОШ № 23, Щукину Виктору Егоровичу, Збаразскому Александру Васильевичу – СОШ № 24, Антонову Вячеславу Андреевичу – СОШ № 75 города Кургана, Соломону Виталию Арсентьевичу-  Косолаповская СОШ Целинного района, Киселеву Александру Алексеевичу - Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус), Расстригину Павлу Владимировичу – Губернаторская Шадринская кадетская школа- интернат.

Кадеты живут по особому расписанию, по принципу «полного дня». В первой половине дня – занятия по общеобразовательным дисциплинам, в которые интегрирован «кадетский компонент». После уроков – занятия в системе дополнительного образования, которым в кадетских классах уделяется серьезное внимание.

Дополнительное образование в кадетских классах в общеобразовательной школе обеспечивает учащимся:

- удовлетворение образовательных потребностей детей, выходящих за пределы государственных образовательных стандартов;

- основы военно-физической и профессионально – трудовой подготовки;

- подготовку обучающихся по отдельным курсам и дисциплинам, которые для кадетского образования являются ведущими;

- развитие творческих  способностей школьников в соответствии и их интересами и склонностями.

Достижение цели и задач дополнительного образования в кадетских классах заключается в создании интегративной развивающейся среды в рамках общеобразовательного учреждения.

Специфика содержания дополнительного образования в кадетских классах области определяется его направленностью, отсутствием фиксированных сроков его завершения и заключается в его многоуровневости.

На первом уровне содержание дополнительного образования в кадетских классах реализуется в наиболее доступных формах, обеспечивающих широкий охват обучающихся, что создает благоприятную почву для их творческой деятельности.

На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и творческих мотивов обучающихся до уровня устойчивого интереса. Кадетские классы второй ступени органично сочетают творческую и образовательную деятельность. Сотворчество педагога и обучающегося создает условия для наиболее полной самореализации и профессионального самоопределения.

И наконец, на третьем уровне осуществляется работа с одаренными детьми, которая предполагает продвижение обучающегося к вершинам мастерства и направлена на преобразование потребительского отношения к миру и к себе.

Такое построение образовательного процесса лежит в основе образовательной программы дополнительного образования в кадетских классах, реализация которой создает условия для удовлетворения образовательных потребностей, как одаренных детей, так и проявляющих обычные способности.

Через систему дополнительного образования воспитанники кадетских классов изучают основы военной службы, этику, основы православной культуры, хореографическое искусство, историю Вооруженных сил России, изобразительное искусство, основы туристической подготовки, начальное техническое моделирование, вокальное и хоровое пение, духовой оркестр, шахматы, основы информатики.

Для обеспечения дополнительного образования в кадетских классах школы сотрудничают с Домом творчества юных, детско-юношескими спортивными школами, городскими и сельскими домами культуры, военно-патриотическими клубами, ветеранскими и различными общественными организациями.

Учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях, в международных и региональных олимпиадах, смотрах конкурсах на лучший кадетский класс, на лучший казачий кадетский класс.

Активное участие кадеты принимают в парадах, смотрах художественной самодеятельности, военно-патриотических конкурсах и фестивалях, встречах с воинами - интернационалистами, ветеранами.

Знания и умения по туристической и военной подготовке закрепляют на практике во время проведения летних военно-полевых сборов.

В целом процесс воспитательной работы в школах-интернатах, классах и группах характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов технологий для достижения ожидаемых результатов.

Перспективой кадетского движения в Курганской области является дальнейшее развитие деятельности Лиги кадет и более активное участие кадет в мероприятиях Всероссийского и международного уровня. Мы также предлагаем начать преобразование кадетских школ – интернатов в кадетские корпуса.

Развитие кадетского образования и кадетского движения в Курганской области – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны. И если будет государственная воля, то эта задача может быть успешно решена в самое короткое время.

В.И. Андриенко
Методист областного Центра патриотического воспитания населения
и допризывной подготовки молодежи «Патриот Зауралья»