Как Торгово-промышленная палата должна влиять на культурную политику государства?

Главный продукт Совета Торгово-промышленной палаты, который ожидается на выходе в конце марта этого года, - это доклад о состоянии конкурентоспособности российской экономики по итогам 2017 года. В нем будет произведена оценка: как изменилась налоговая политика, насколько улучшилась или ухудшилась политика ЦБ, поддержка экспорта, стоимость перевозок, ресурсов на внутреннем рынке. Все оценивается с точки зрения того, насколько выгодно такую работу в России производить.

Такую работу мы ведем, но есть тема, не менее важная, чем стоимость ресурсов и размер налогов. Но ее достаточно сложно положить на язык цифр. Трудно сравнить изменение политики в области культуры, скажем, что было в 2016 или 2017 годах.

Как можно оценить это влияние - и как мы, ТПП и наш Совет, должны влиять на культурную политику государства? Какую мы с точки зрения промышленности хотели бы видеть политику государства в области культуры?

В 30-е годы этому уделялось большое значение. «Нам песня строить и жить помогала, она как друг звала и вела куда-то». Но вот куда сейчас зовет песня, которую  поддерживает государство?

Государство тратит деньги на культурные проекты, определяет политику в области СМИ. Эта политика, по логике нашего Совета, должна усиливать народ, рисовать великое прошлое, позитивное будущее, мотивировать молодежь к учебе, к созидательному труду и к честной государственной и военной службе.

Но какую политику мы видим? Тут существуют явные проблемы. С моей точки зрения, такая политика и ее стержень не просматриваются или просматриваются со знаком «минус» - с точки зрения промышленности.

Недавно я решил посмотреть картины: в Москве, в государственной картинной Галерее Замоскворечья. Прежде она специализировалась на русском изобразительном искусстве ХХ века. Там можно было увидеть картины Дейнеки, Нестерова, Корина, то есть людей, опирающихся на старую русскую традицию живописи, на нужды народа и ведущие этот народ к позитиву. В работах виделись радость труда, эстетика природы, взаимодействие людей.

Русский реализм пропагандировал эти идеи когда-то. Эта галерея сейчас называется «На Шаболовке». С ней произошли радикальные изменения. Весь реализм исчез, появился стандартный современный набор. Русский авангард представляется как вершина русской культуры. Плюс заезжие художники из-за границы такого современного искусства, которое обычный человек реалистичной школы иногда не может отличить от груд мусора. И плюс к тому скорбь по репрессиям – она правдива, но не ею же единой жив человек. ХХ век в России изображается в виде сплошной кровавой истории.

Минимум 50 процентов из тех памятников, что сегодня государство субсидирует, посвящено символам покаяния и скорби.

Телевидение молодежь не смотрит. Меня сложно отнести к молодежи, но я тоже уже много лет боюсь включать телевизор, для меня это стресс. Посмотреть полчаса среднюю передачу в телевизоре - это эксплуатация инстинктов самого невысокого уровня.

Фондом российского кино с 2010 по 2016 годы было поддержано 149 фильмов. Это творческая оценка, но с нашей экспертной оценки 75% фильмов, которые поддержаны, несут в себе негатив по отношению к истории и к образу будущего. 15% нейтральных и лишь 10% фильмов, поддержанных государством, заключают в себе позитивный заряд, служат укреплению нации и народа.

 

Ни в одном из фильмов нет ничего про людей производства. Есть бандиты, танцоры, силовики в больших количествах. Учителя, преподаватели, ученые – 1,9%: мы с трудом нашли таких персонажей.

Политика в области культуры должна делать общество сильнее и повышать конкурентоспособность нашей страны. Я выступаю против цензуры, но высказываю свое мнение с точки зрения того, как политика должна выглядеть с точки зрения развития промышленности.

Думаю, запрос такой есть и в обществе, и то, что Президент недавно провел Государственный Совет на Ростсельмаше, и то, что он посвятит свой следующий срок развитию промышленности и укреплению нации, – для нас это ценно.

Пока же что поддерживает государство? Негативный образ России - в настоящем, прошлом и будущем. Но так нельзя.

Надо обозначить основным приоритетом воспитательный, созидательный аспект, формирование надежды на созидательное будущее. Политика в области культуры должна иметь стержень. Необходима четкая система критериев оценки кинофильмов и других произведений искусства. Необходима квота на прокат в кинотеатрах отечественных кинокартин. Во многих странах она существует. И нужен госзаказ на разработку качественных фильмов, посвященных промышленности и сельскому хозяйству. Не надо стесняться этого.                                                

Константин БАБКИН,
президент ЗАО «Новое сотрудничество» и Ассоциации «Росагромаш»,
председатель Федерального политического Совета «Партия дела»