Республика Саха (Якутия)

Маша-сан

Родилась Мария в Мегино-Кангаласском районе, в семье учителей Веры Дмитриевны и Петра Николаевича Охлопковых-Шадриных. Саха на языке тюркских народов значит «большой край», о котором еще можно сказать – бескрайние просторы. И происходили на этих просторах удивительные вещи. Со времен декабристов, по преданиям, свозили сюда неудобных для империи людей, вольнодумцев ссыльных. В СССР таковых было много больше, целое сословие. Немало дворянских детей, оказавшихся тогда в Сибири, воспитывались в якутских семьях. Среди якутов поговаривали, что родителей их репрессировали, и вот, спасая детей, некоторые якутские семьи брали их к себе, а чтобы особисты не отняли, записывали как своих собственных. Вот так Лена становилась Олооно, Ирина – Оруунэ, Иван – Уйбааном – это адаптированные православные имена. Ну а если скрыть еще больше, то – Айга, Батыр».

>> читать полностью

Ысыах в Коломенском

Что  больше может объединять представителей разных этносов, регионов и даже стран, чем национальные праздники?  Седьмой год подряд на территории Музея-заповедника «Коломенское» проходит традиционный якутский праздник встречи лета Ысыах. За время своего проведения Ысыах в Коломенском стал праздником  единения народов России. На якутский Новый год съезжаются представители самых разных регионов нашей страны – Татарстана, Осетии, Тульской области и Подмосковья. В этом году лето в Коломенском встречали представители Исландии и коренные жители Северной Америки.

Постоянное представительство Якутии в Москве, как основной организатор праздника в Коломенском, поддерживает добрую традицию,  приглашая делегации республиканских улусов для участия в московском Ысыахе. Так, четыре года назад первыми приехали сунтарцы, затем жители Намского и Таттинского улусов, а теперь – верхневилюйцы.
Делегация этого района была приглашена и потому, что нынешний праздник посвящен 115-летию известного якутского  политического деятеля Исидора Барахова, уроженца  Верхневилюйского улуса.
Обязательной для Ысыаха является церемония благословения, которую по всем правилам древнего обряда провел народный певец, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Кирилл Никонович Никифоров. Нынешний Ысыах посвящен Джесегей Айыы Тойону. Это божество в якутской мифологии покровительствует разведению лошадей, поэтому алгысчыт (заклинатель) был облачен в костюм белого жеребца. Он поблагодарил духов верхнего мира и попросил у них благословения для всех присутствующих.
Обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока – кумысом, – очень важная часть праздника. Этот ритуал символизирует рождение Вселенной и Человека. Кумыс – священный богатырский напиток, и его подношением на празднике чтят духов верхнего мира. Алгысчыт разводит огонь и обращается к верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослать благополучие, изобилие, в том числе и приплод скота. Кумысом угощают уважаемых гостей и посвящают им торжественную песню тойук.
Церемония открытия сопровождалась традиционным осуохаем – в этот раз площадка у Сэргэ в Коломенском едва вместила всех желающих станцевать древний якутский танец-хоровод осуохай, символизирующий жизненный круг. Танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по ходу солнца, как будто совершают круговорот во времени и пространстве и благодарят светило за свет и тепло для людей.

>> читать полностью